“Зеленский, ахтунг! Земельная реформа – нужен перенос и доработка”, – Сергей Лямец

Автор матеріалу: Сергій Лямець. Блогер, проект Politicus Vulgaris

Я очень хотел бы понять одну вещь. Почему президент Владимир Зеленский ведет себя как доверчивая девственница? Почему он и его Офис слушают красивые лозунги о земельной реформе, но не анализируют реальные действия?

Разница огромна. На словах правительство Гончарука – за рынок земли в интересах людей. А на самом деле, Кабмин выписал ее в интересах крупных холдингов и иностранцев.

Этап выписывания УЖЕ закончился. Теперь, как и следовало ожидать, земельную реформу “заговаривают”. На кусок дерьма надевают яркую блестящую упаковку с надписью “обсудили с народом”.

А самое главное, президент Зеленский молча за всем этим наблюдает – и никакой реакции. Конституционные права населения Украины на землю нарушаются в самой брутальной манере. И ничего. Если Кабмин, МВФ и Мировой банк говорят, что нормас – значит, нормас. Что, правда? А своих мозгов у нас уже нет?

Кто не в курсе, зачем нужна была земельная реформа Милованова – объясню простыми словами. Сегодня между населенными пунктами – селами, поселками, городами – есть масса земли. Официально, она “ничейная” и не относится к землям ни одного села, поселка, города. Вот почему еще Порошенко затеял создание так называемых ОТГ. Это такие себе районы, которые охватывают не только землю, УЖЕ принадлещую населенным пунктам, но и “НИЧЕЙНУЮ” землю, которая расположена между населенными пунктами. Но при Порошенко, как мы помним, укрупнение шло добровольно, поэтому размечена лишь часть земли. Теперь готовится окончательная территориальная реформа, в ходе которой будет размечена ВСЯ земля Украины.

Сколько такой земли? Звучат разные оценки. Одна из них – 10,5 млн гектаров.

Именно на эти земли – которые еще сегодня “НИЧЕЙНЫЕ” – идет охота. Именно под их освоение Кабмин написал законопроект о рынке земли.

Многочисленные фермеры, с которыми советовалось Минэкономикиагрополитики, выполнили роль статистов. Теперь Кабмин и руководство Верховной Рады могут заявлять, что “процес абсолютно публічний. Відбулося багато зустрічей, багато відбувається і буде відбуватися”.

https://rada.gov.ua/news/Novyny/182573.html

То есть, этап обсуждения с общественностью пройден – и как бы успешно. Осталось проехать с турне по регионам, а это никогда ничего не меняло. Пройден и этап внесения альтернативных законопроектов – тоже как бы успешно. Внесенные альтернативные законы тоже выполняют роль статистов – они просто не наберут нужное количество голосов, потому что депутатам “Слуги народа” не дадут задания “сверху” голосовать за него.

А значит, останется единственный и незаменимый законопроект Кабмина. Который и выходит на финишную прямую – ровно в том уродливом виде, в каком он есть сейчас.

Кто знает, путь от первого чтения до второго может быть вечным, а может быть невероятно коротким. Зависит от того, есть ли желание “сверху”. Это мы думаем, что депутаты от “Слуги народа” успеют все изучить и внести правки. Черта с два! Их соберут в “Парковом”, возьмут за руку, вложат в нее бургер и убедят: надо голосовать. Думаю, делать это будет премьер или министр экономики Милованов.

И тут возникает вопрос: почему же никто не говорит о недостатках этого законопроекта? Они есть, и они ужасающие. Прежде всего, для обычных держателей земли и для мелких фермеров. А мы же вроде для них стараемся?

Могу придумать всего одно достойное объяснение. Единственное крупное сопротивление могут составить крупные и средние агрохолдинги.

https://biz.censor.net.ua/resonance/3104454/komu_prinadlejat_krupneyishie_agroholdingi_ukrainy

Но они молчат. Значит, в правительственном законопроекте есть то, что их устраивает! Я даже знаю, что именно устраивает держателей крупных угодий вроде Косюка, Веревского и Порошенко – специально для них на местные советы спускают право распоряжения землями. А на местах уже давно все схвачено. На местах можно договориться о нужной земле подешевке.

Причем – внимание! – речь идет не о паях простых крестьян, которые уже давно отписаны по хитрым договорам, а о так называемых “ничейных” землях. Это прежде всего земли между селами, районами и городами. Они как бы государственные, но сейчас как бы ничьи. Но стоит завершить территориальную реформу – и земли отойдут в руки четко определенной ОТГ. Тогда можно “пилить” ее вдоль и поперек, причем, по минимальной цене.

Примерно тот же “прикуп” получат средние фермеры. На своем уровне они тоже смогут договориться.

В пролете мелкие фермеры, несостоявшиеся фермеры и обычные владельцы паев. Этот закон – вовсе не для них.

В чем опасность правительственного законопроекта? Назову пару пунктов из огромного перечня.

————————————

Недостаток 1. Иностранцы СМОГУТ покупать землю.

————————————

Даже президент Владимир Зеленский в своем марафоне заявил, что 80% населения Украины не хотят, чтобы иностранцам продавали украинскую землю. И что? Все осталось как есть. Кабмин упорно продолжает гнуть линию, что землю могут купить украинские компании. Но не устанавливает никаких запретов, чтобы этими компаниями владели иностранцы. Дальше вы поняли: иностранная компания регистрирует сколько хочет украинских, и на них скупает сколько хочет уникальных украинских земель. Недорого.

Более того. Внутри законопроекта есть предложение исключить норму, что земля сельхозназначения не может передаваться иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юрлицам и иностранным государствам. В некоторых местах подчищено слова “Украины” – и остается просто “юридическим лицам”. Согласитесь, убрали всего одно слово – а сколько нового смысла. Осталось сделать тот простой и решительный жест – выставить украинские земли на Нью-Йоркской бирже. С квотами на прикрепленных к ним хохлонегров.

————————————

Недостаток 2. На места передается право распоряжаться землями.

————————————

Это – очень опасно. Я уже сказал, что передача на места выгодна крупным холдингам. Они смогут “добазариться” с местными чиновниками, чтобы те продали подешевке “ничейную” землю.

Но я хотел бы напомнить. То, что для чиновников “ничейное”, – на самом деле, наше с вами. То есть, по Конституции эти земли принадлежат населению Украины. Только почему-то в Конституции наше право есть, а на практике миловановы этого права не видят. Ах, да – они же книг не читают.

По сути, передача распоряжения землей на места – это скрытая федерализация. После этого каждый регион Украины будет существовать сам по себе. Далекий Киев будет для него лишь картинкой в телевизоре. Смотрите сами. Местные бюджеты при Порошенко уже стали профицитными. Они уже собирают больше, чем тратят. Местные советы уже распоряжаются деньгами регионов без оглядки на центр. Если сейчас им отдать еще и землю, получится что-то вроде федерации. Где на центральном уровне только внешняя политика, армия, СБУ, МВД и государственные предприятия. Ах, да, и президент в бургерной.

————————————

Недостаток 3. У государства отбирают контроль за особо ценными землями, в частности, заповедниками.

————————————

В 2008 году премьер Юлия Тимошенко отобрала у местных органов власти право распоряжаться лесами и заповедниками. Земли беспощадно дерибанились. Сегодня такие земли перераспределяются только Кабмином, под контролем земельных органов. Все это миловановы хотят изъять. Для чего? Есть желающие построить базу отдыха в заповеднике?

В законопроекте еще масса изъянов. Например, он дает возможность рейдернуть неистребованные паи умерших людей под видом исправления данных в кадастре. Инвентаризация земель холдинга, которую проводит сам холдинг. Измерение границ участков по двум разным моделям – что чревато наложением участков и рейдерством. В один прекрасный момент простые собственники паев могут обнаружить, что земля им уже не принадлежит.

Исчезает понятие особо ценных земель, на которых нельзя строить или проводить другую деятельность. Убираются нормы о том, как государство должно выкупать землю у людей в случае необходимости.

В конце концов, предлагается делить земли, которые еще даже не внесены в кадастр. Одним словом, кому-то очень хочется, и побыстрее.

————————————

ИТОГО: Куда спешим?

————————————

Сама по себе идея рынка земли – хорошая. Рынок нужен, и это правильно. Люди должны получить право распоряжаться своей землей.

Но ее нужно продумывать невероятно тщательно. Гарантировать права людей. Дать им право купить землю и работать на ней на человеческих условиях. И конечно же, сохранять за государством жесткий контроль за движением земель.

Кроме того, нужно наконец убрать право иностранцев на покупку украинских земель. Вплоть до того, что запретить вообще. В конце концов, сегодня они берут земли в аренду. Что изменится от того, что они продолжат брать землю в аренду?

Депутаты “Слуги народа”, думай-те.

Президент Зеленский, думай-те.

Вся ответственность на вас.

Рынок земли откроют ВАШИМ ИМЕНЕМ.

Разворуют в СВОИХ интересах.

Ответственность ляжет на ВАС.

Тут точно не прокатит тезис “Голосую потому, что доверяю”. У нас не 1937-й.

Читать в блоге